Успех
выступления зависит от двух составляющих:
- мастерства
докладчика;
- качества
презентации, иллюстративного материала.
Выступление
рекомендуется строить по следующему плану:
1. Представление работы: ответы на вопросы «Почему
выбрана данная тема?», «Чем эта тема актуальна, интересна лично вам?», «С какой
целью проводились исследования и какие задачи ставились?».
2.Сообщение об использованных методах сбора материала (известные ранее, усовершенствованные вами или оригинальные; встречи
со специалистами; работа в различных организациях по сбору статистического и
другого материала и т.д.).
3. Краткое изложение основных идей. Докладчик
излагает свои мысли, наблюдения выводы, положения, сделанные на основе
первоисточников, включенных в текст исследовательской работы. Приводит
доказательства главных положений. Использует фактический и практический материал.
Описывает процесс, полученные результаты, дает их краткий анализ.
4. Заключение и выводы (результаты
исследования, их практическая значимость, выводы, личные открытия, прогнозы).
Кроме содержания
выступления нужно помнить о том, как это содержание подается. Выступающий
должен говорить (не читать!) свободно достаточно громко,
эмоционально, грамотно, логично, уверенно, обращаясь к залу, членам жюри,
наглядному материалу или слайдам.
Требования к
речи докладчика:
1) дикция, отчетливое произношение, хорошо поставленный голос (невозможно воздействовать на слушателей, если вы говорите монотонно
хриплым, сипящим, гнусавым голосом);
2) нормальный темп речи (излишняя торопливость
обычно вызвана робостью, смысл быстро сказанных слов плохо воспринимается, слушатели
не успевают следить за мыслью; слишком медленная,
неэмоциональная речь, напротив, показывает безразличие
докладчика к выступлению, а слушателям трудно улавливать смысл сказанного);
3) соразмерность силы голоса (голос
должен быть слышен каждому слушателю независимо от размеров зала и одновременно
не должен звучать слишком громко);
4) последовательность и четкость объяснений, убедительность и логичность
приводимых доводов (необходимо заранее определиться с тем,
что сказать аудитории, подобрать необходимые аргументы, четко и
последовательно излагать свои мысли, делая выводы из сказанного);
5) язык выступления (хорошо иметь богатый словарный запас; не
следует использовать лишние слова, слова-паразиты «так сказать», «значит»,
«ну», «как бы», жаргонные и вульгарные выражения, т.к. они могут вызвать у
слушателей раздражение, насмешку или иронию);
6) простота и ясность изложения (необходимо
строить речь так, чтобы она была понятна слушателям, не использовать
специальных терминов без их расшифровки);
7) краткость предложений (длинные фразы плохо
воспринимаются аудиторией и сбивают дыхание докладчика; необходимо выражаться
точнее, избегать длинных расплывчатых фраз, следить за расстановкой
интонационных акцентов, пауз);
8) образность речи (речь должна быть конкретной и вызывать у
слушателей яркие зрительные образы, по возможности следует избегать безликих,
шаблонных, сухих речевых оборотов);
9) использование жестов (жесты оживляют речь,
но ими следует пользоваться осторожно; слишком частые, однообразные, суетливые,
резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают);
10) использование прямых обращений для удержания внимания аудитории (слушатели должны вовлекаться в решение освещаемой проблемы,
размышлять над вашими вопросами, приглашаться к активному участию в
обсуждении; полезно всматриваться в отдельные группы слушателей, у докладчика
не должно быть одной какой-то точки, на которую направлен во все время речи его
взор).
Вторым
составляющим успеха является качество презентации и наглядных материалов.
Чтобы
презентация помогала восприятию информации слушателями, а не мешала, нужно
соблюдать некоторые требования:
·
не больше 10-12 слайдов;
·
не больше трех шрифтов в презентации;
·
соответствие цвета содержанию;
·
качество изображений;
·
дизайн (рисунки, графики, всегда зрелищнее таблиц или
текста).
Слайды во время
выступления служат путеводителем. Они должны быть яркими лаконичными и легко
воспринимаемыми, количество надписей на них минимальным.
Но какой бы
качественной ни была презентация, всегда помните о том, что членам жюри и
слушателям интересны ВЫ, а НЕ СЛАЙДЫ, поэтому не
нужно опираться на презентацию, как на костыль, и читать все, что написано на
слайдах, не отрываясь.
Хорошо, если
докладчику задаются вопросы. Обычно это делается для того, чтобы лучше
понять суть работы, определить уровень владения материалом. Наличие вопросов
свидетельствует о том, что сказанное заинтересовало слушателей.
Представляя
своё исследование солидному жюри, юный исследователь должен выглядеть
здоровым, успешным, уверенным в себе, сделать защиту своей работы радостным и
торжественным днем для себя и своих педагогов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий