Профориентация

        Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio – род занятий и фр. orientation – установка) – это система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии с учетом особенностей личности.

         Профориентация — это знакомство с миром профессий, цель которого — выбрать одну из них с помощью специальных методов и техник. Профориентация помогает найти подходящую человеку профессию, основываясь на его особенностях характера, жизненных ценностях и имеющемся опыте.

         Профориентация в России проходит в восьмых — одиннадцатых классах, обычно ограничивается коротким тестированием. При этом в 14–17 лет важно поговорить с квалифицированным специалистом, чтобы выбрать подходящее направление и наметить дальнейший путь: колледж, училище или университет.




Презентация проекта «Билет в будущее» – проекта для учеников 6-11 классов, где рассказывают про все профессии, помогают определиться с будущей карьерой.
Билет в будущее: для родителей
Билет в будущее: для педагогов

Наша школа активно включилась в реализацию Федерального проекта "Билет в будущее".

            В 2021/2022 учебном году в проекте были зарегистрированы 11 семиклассников; 26 восьмиклассников; 2 педагога. Каждый ребенок прошел диагностику и посетил 2 профессиональные пробы.
            В 2022/2023 учебном году в проекте приняли участие 33 восьмиклассника, 2 педагога. Прошли проф. диагностику, в мероприятиях принимали участие в он-лайн режиме. 


         
          В рамках сетевого взаимодействия с ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» по реализации проекта "Профпробы" ежегодно обучающиеся 7-8-х и 10-го класса нашей школы изучают множество профессий.

             По итогам 2020/2021 учебного года ребята попробовали себя в следующих профессиях:
- 7 классы: геодезист, сантехник, строитель; электрик, гидравлик, лаборант химанализа, программист;
- 8 классы: повар, менеджер, мастер ЖКХ, автомеханик;
- 10 класс: юрист, финансист, агент рекламы, мерчендайзер.
            В 2021/2022 учебном году 45 ребят 7-8-х, 10-го класса продолжили знакомиться с профессиями.

    
        В 2022/2023 учебном году 45 человек прошли профпробы по специальностям "Повар, кондитер, тайм-менеджмент, бухгалтер", "Электрик, гидравлик, лаборант 
химанализа, программист", "Металлург, мехатроника, 3Д-моделирование, механик", "Юрист, финансист, агент рекламы, документоведение и архивоведение".





            В 2022 году МБОУ «СОШ № 61 г. Челябинска» заключен договор с ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» по реализации проекта "Профессионалитет", в рамках которого в течение учебного года 8 обучающихся освоят дополнительные общеразвивающие программы  технической, социально-педагогической направленности "Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей", "Секретароь-машинистка".




            В 2022 году 
МБОУ «СОШ № 61 г. Челябинска» заключен договор с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» о сетевой форме реализации дополнительной общеразвивающей программы «Эпоха детства: психология и педагогика» в рамках различных профилей при реализации программ среднего общего образования на базе класса психолого-педагогической направленности для ранней педагогической профориентации.


         Одним из важнейших этапов профориентации является профдиагностика – оценка интересов, личностных качеств и способностей учащихся. Специалисты диагностируют сферу интересов, оценивают уровень развития различных способностей, выявляют личностные особенности.
          Профдиагностика представляет собой психологические тесты, направленные на выявление индивидуальных способностей, интересов и предпочтений. На основе результатов тестов вы можете сделать вывод об интеллектуальных способностях и уровне развития ваших личностных качеств. По итогам тестов вы получите рекомендации, какой профессии вам следует отдать предпочтение в будущем.

Онлайн-тест на профориентацию: «Кем быть?»

Тесты на профориентацию: онлайн, бесплатно

Методики для профотбора и профориентации
  1. Диагностика структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова). На основе относительного преобладания у человека первой или второй сигнальной системы определяются специфические типы высшей нервной деятельности: художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (относительно одинаковая роль обоих систем). По результатам диагностики выдаются рекомендации о том, какой вид трудовой деятельности более всего подходит испытуемому.
  2. “Дифференциально-диагностичекий опросник” (ДДО). Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ). Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.
  3. “Карта интересов”, опросник разработан А. Е. Голомштоком. Тест используется в целях профориентации при приеме на работу. Может применяться для обследования как подростков, так и взрослых. Исходя из структуры ответов определяется степень выраженности интереса к определенному виду профессиональной деятельности (биология, география, геология, медицина, легкая и пищевая промышленность, физика, химия, техника, электро- и радиотехника, металлообработка, деревообработка, строительство, транспорт, авиация, морское дело, военные специальности, история, литература, журналистика, общественная деятельность, педагогика, юриспруденция, сфера обслуживания, математика, экономика, иностранные языки, изобразительное искусство, сценическое искусство, музыка, физкультура и спорт).
  4. “Карта интересов”, модификация О.Г. Филимоновой. Опросник А.Е. Голомштока представлен достаточно широко в разных источниках. В его основе лежит перечень направлений, по которым составлены вопросы к учащимся. Этот опросник уже долгое время публикуется без изменений и устарел как с точки зрения перечня направлений деятельности, так и с точки зрения формулировки вопросов. При его проведении в аудитории возникают смешки и недоумение, что и побудило автора к некоторому его усовершенствованию. В новом перечне направлений деятельности появились такие популярные сейчас виды деятельности, как информационные технологии, социология, философия, бизнес.
  5. “Матрица выбора профессии”. Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. С помощью 2-х вопросов и таблицы можно выявить профессию наиболее близкую интересам и склонностям опрашиваемого.
  6. Методика Л.А. Йовайши предназначена для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности (искусства, технических интересов, работы с людьми, умственного труда, физического труда и сфера материальных интересов).
  7. Опросник для определения профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой. По результатам испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен (человек-знаковая система, -техника, -природа, -художественный образ, -человек).
  8. “Ориентация” анкета И.Л. Соломина. Анкета пригодна для самооценки профессиональных интересов и способностей молодых и взрослых людей, очень проста в применении и обработке. Определяется преимущественная склонность и способность к одному из пяти типов профессий (человек-человек, -техника, -знаковая система, -художественный образ, -природа) и соответствие двум классам: исполнительские и творческие.
  9. Оценка профессиональной направленности личности учителя. Методика разработана для определения степени включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности.
  10. “Профассоциации”. Профориентационный тест, основанный на ассоциативном методе. Испытуемый дает ассоциации на профессии. Оценивается профессиональная направленность. Может применяться как в индивидуальной, так и групповой профориентационной работе.
  11. “Профессиональные намерения”. Все вопросы методики группируются по пяти направлениям, а ответы свидетельствуют об уровне сформированности и осознанности каждого из них (жизненные планы, увлечения и проф.намерения, знания о профессии, оценка своей пригодности к профессии, эффективность профориентационной работы).
  12. “Профиль” (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной). Данная методика исследует профессиональные интересы. Помогает определить профиль обучения.
  13. “Цель – Средство – Результат” методика А.А.Карманова (ЦСР). Методика рассчитана на исследование особенностей структуры деятельности.
  14. Экспресс-диагностика социальных ценностей личности. Методика способствует выявлению личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций и предпочтений и может быть полезна как при выборе характера работы, так и при оценке работника в процессе найма и аттестации кадров.
  15. “Якоря карьеры” методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова). Данный тест предназначен для определения выраженности карьерной ориентации. Можно использовать для профессиональной ориентации подростков и взрослых.

Комментариев нет:

Отправить комментарий