Профориентация — это знакомство с миром профессий, цель которого — выбрать одну из них с помощью специальных методов и техник. Профориентация помогает найти подходящую человеку профессию, основываясь на его особенностях характера, жизненных ценностях и имеющемся опыте.
Профориентация в России проходит в восьмых — одиннадцатых классах, обычно ограничивается коротким тестированием. При этом в 14–17 лет важно поговорить с квалифицированным специалистом, чтобы выбрать подходящее направление и наметить дальнейший путь: колледж, училище или университет.
Профориентация в России проходит в восьмых — одиннадцатых классах, обычно ограничивается коротким тестированием. При этом в 14–17 лет важно поговорить с квалифицированным специалистом, чтобы выбрать подходящее направление и наметить дальнейший путь: колледж, училище или университет.

Презентация проекта «Билет в будущее» – проекта для учеников 6-11 классов, где рассказывают про все профессии, помогают определиться с будущей карьерой.
Билет в будущее: для педагогов
Наша школа активно включилась в реализацию Федерального проекта "Билет в будущее".
В 2021/2022 учебном году в проекте были зарегистрированы 11 семиклассников; 26 восьмиклассников; 2 педагога. Каждый ребенок прошел диагностику и посетил 2 профессиональные пробы.
В 2022/2023 учебном году в проекте приняли участие 33 восьмиклассника, 2 педагога. Прошли проф. диагностику, в мероприятиях принимали участие в он-лайн режиме.
В рамках сетевого взаимодействия с ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» по реализации проекта "Профпробы" ежегодно обучающиеся 7-8-х и 10-го класса нашей школы изучают множество профессий.
По итогам 2020/2021 учебного года ребята попробовали себя в следующих профессиях:
- 7 классы: геодезист, сантехник, строитель; электрик, гидравлик, лаборант химанализа, программист;
- 8 классы: повар, менеджер, мастер ЖКХ, автомеханик;
- 10 класс: юрист, финансист, агент рекламы, мерчендайзер.
По итогам 2020/2021 учебного года ребята попробовали себя в следующих профессиях:
- 7 классы: геодезист, сантехник, строитель; электрик, гидравлик, лаборант химанализа, программист;
- 8 классы: повар, менеджер, мастер ЖКХ, автомеханик;
- 10 класс: юрист, финансист, агент рекламы, мерчендайзер.
В 2021/2022 учебном году 45 ребят 7-8-х, 10-го класса продолжили знакомиться с профессиями.
В 2022/2023 учебном году 45 человек прошли профпробы по специальностям "Повар, кондитер, тайм-менеджмент, бухгалтер", "Электрик, гидравлик, лаборант химанализа, программист", "Металлург, мехатроника, 3Д-моделирование, механик", "Юрист, финансист, агент рекламы, документоведение и архивоведение".
В 2022 году МБОУ «СОШ № 61 г. Челябинска» заключен договор с ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» по реализации проекта "Профессионалитет", в рамках которого в течение учебного года 8 обучающихся освоят дополнительные общеразвивающие программы технической, социально-педагогической направленности "Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей", "Секретароь-машинистка".
В 2022 году МБОУ «СОШ № 61 г. Челябинска» заключен договор с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» о сетевой форме реализации дополнительной общеразвивающей программы «Эпоха детства: психология и педагогика» в рамках различных профилей при реализации программ среднего общего образования на базе класса психолого-педагогической направленности для ранней педагогической профориентации.
Одним из важнейших этапов профориентации является профдиагностика – оценка интересов, личностных качеств и способностей учащихся. Специалисты диагностируют сферу интересов, оценивают уровень развития различных способностей, выявляют личностные особенности.
Профдиагностика представляет собой психологические тесты, направленные на выявление индивидуальных способностей, интересов и предпочтений. На основе результатов тестов вы можете сделать вывод об интеллектуальных способностях и уровне развития ваших личностных качеств. По итогам тестов вы получите рекомендации, какой профессии вам следует отдать предпочтение в будущем.
Онлайн-тест на профориентацию: «Кем быть?»
Тесты на профориентацию: онлайн, бесплатно
Онлайн-тест на профориентацию: «Кем быть?»
Тесты на профориентацию: онлайн, бесплатно
Методики для профотбора и профориентации
- Диагностика структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова). На основе относительного преобладания у человека первой или второй сигнальной системы определяются специфические типы высшей нервной деятельности: художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (относительно одинаковая роль обоих систем). По результатам диагностики выдаются рекомендации о том, какой вид трудовой деятельности более всего подходит испытуемому.
- “Дифференциально-диагностичекий опросник” (ДДО). Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ). Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.
- “Карта интересов”, опросник разработан А. Е. Голомштоком. Тест используется в целях профориентации при приеме на работу. Может применяться для обследования как подростков, так и взрослых. Исходя из структуры ответов определяется степень выраженности интереса к определенному виду профессиональной деятельности (биология, география, геология, медицина, легкая и пищевая промышленность, физика, химия, техника, электро- и радиотехника, металлообработка, деревообработка, строительство, транспорт, авиация, морское дело, военные специальности, история, литература, журналистика, общественная деятельность, педагогика, юриспруденция, сфера обслуживания, математика, экономика, иностранные языки, изобразительное искусство, сценическое искусство, музыка, физкультура и спорт).
- “Карта интересов”, модификация О.Г. Филимоновой. Опросник А.Е. Голомштока представлен достаточно широко в разных источниках. В его основе лежит перечень направлений, по которым составлены вопросы к учащимся. Этот опросник уже долгое время публикуется без изменений и устарел как с точки зрения перечня направлений деятельности, так и с точки зрения формулировки вопросов. При его проведении в аудитории возникают смешки и недоумение, что и побудило автора к некоторому его усовершенствованию. В новом перечне направлений деятельности появились такие популярные сейчас виды деятельности, как информационные технологии, социология, философия, бизнес.
- “Матрица выбора профессии”. Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. С помощью 2-х вопросов и таблицы можно выявить профессию наиболее близкую интересам и склонностям опрашиваемого.
- Методика Л.А. Йовайши предназначена для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности (искусства, технических интересов, работы с людьми, умственного труда, физического труда и сфера материальных интересов).
- Опросник для определения профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой. По результатам испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен (человек-знаковая система, -техника, -природа, -художественный образ, -человек).
- “Ориентация” анкета И.Л. Соломина. Анкета пригодна для самооценки профессиональных интересов и способностей молодых и взрослых людей, очень проста в применении и обработке. Определяется преимущественная склонность и способность к одному из пяти типов профессий (человек-человек, -техника, -знаковая система, -художественный образ, -природа) и соответствие двум классам: исполнительские и творческие.
- Оценка профессиональной направленности личности учителя. Методика разработана для определения степени включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности.
- “Профассоциации”. Профориентационный тест, основанный на ассоциативном методе. Испытуемый дает ассоциации на профессии. Оценивается профессиональная направленность. Может применяться как в индивидуальной, так и групповой профориентационной работе.
- “Профессиональные намерения”. Все вопросы методики группируются по пяти направлениям, а ответы свидетельствуют об уровне сформированности и осознанности каждого из них (жизненные планы, увлечения и проф.намерения, знания о профессии, оценка своей пригодности к профессии, эффективность профориентационной работы).
- “Профиль” (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной). Данная методика исследует профессиональные интересы. Помогает определить профиль обучения.
- “Цель – Средство – Результат” методика А.А.Карманова (ЦСР). Методика рассчитана на исследование особенностей структуры деятельности.
- Экспресс-диагностика социальных ценностей личности. Методика способствует выявлению личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций и предпочтений и может быть полезна как при выборе характера работы, так и при оценке работника в процессе найма и аттестации кадров.
- “Якоря карьеры” методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова). Данный тест предназначен для определения выраженности карьерной ориентации. Можно использовать для профессиональной ориентации подростков и взрослых.
Комментариев нет:
Отправить комментарий