Есть в менеджменте прекрасный инструмент SMART-цели. Smart в английском значит умный, сообразительный, но тут мы имеем дело с аббревиатурой:
• Specific — конкретная,
• Measurable — измеримая,
• Attainable — достижимая,
• Relevant — уместная,
• Time related — ограниченная во времени.
Кстати, этот и подобные инструменты есть в Директории.
Так что у нас с повышением качества образования?
Поэтому предлагаю другой вариант: увеличить количество ударников по математике на одного в каждом классе за счет индивидуальных заданий на каждом уроке. И вновь про амбициозность. Тут ведь идет предъявление требований к профессионализму каждого конкретного учителя: сможешь, не выходя за рамки урока? Плюс в этот момент появляется смысл ВШК (внутришкольного контроля): на каждом ли уроке, у каждого ли учителя приготовлены индивидуальные задания для данной группы учеников, способствующие их переходу из троечников в ударники? Насколько хорошо продуманы эти индивидуальные задания? Работают ли они на достижение цели?
Увеличить количество «ударников» по математике на одного в каждом классе за счет индивидуальных заданий на каждом уроке к маю 2018 года. Вот теперь у этой цели появилась ответственность, вернее у того, кто ее ставит и перед кем ее ставят. И снова ВШК: именно он покажет нам, приближаемся мы к цели или нет (средний балл по математике у данной группы учащихся растет или не растет)? Успеем к сроку или не успеем?
Пока руководитель не возьмет на себя ответственность за такие решения, за такие маленькие, но достижимые цели, ситуация не изменится: он так и будет каждый год писать в отчете, что «мы целый год работали над повышением качества образования».
А у вас в этом году какие цели?
• Specific — конкретная,
• Measurable — измеримая,
• Attainable — достижимая,
• Relevant — уместная,
• Time related — ограниченная во времени.
Кстати, этот и подобные инструменты есть в Директории.
Так что у нас с повышением качества образования?
S — конкретная
Понятная любому, кто прочитал, а не только тому, кто ее придумал. Когда вы говорите «качество образования», вы что имеете ввиду? Я, например, — количество учащихся, имеющих четвертные отметки по предметам не ниже четырех баллов. Иными словами количество «ударников» (и отличников). Попробуем конкретизировать: увеличить количество «ударников». Понятна становится группа детей, на которых необходимо сфокусироваться — «троечники». Уже лучше, но я бы еще немного сузил, чтобы персонализировать ответственность за достижение этой цели: увеличить количество ударников по математике. Конкретно? Уж куда конкретнее?
M — измеримая
Другими словами, как мы узнаем, что цель достигнута? В чем мерить будем? Нам как минимум нужно знать, а сколько их у нас сейчас? И сколько мы хотим, чтобы было? Можно измерять в процентах, а можно в конкретных единицах, т.е. «ударниках». Например, для маленькой сельской школы (где со 2 по 9 класс учится 48 детей, а 10–11 классов нет вообще) реалистичным будет: один ученик в каждом классе. Итого со 2 по 9 класс (в 1 не оценивают) — 8 человек (16%). Дописываем цель: увеличить количество «ударников» по математике на одного в каждом классе. Это добавляет не только измеримость, но и конкретизирует саму цель: становится понятным, что она касается всех учителей в школе, которые ведут математику, и отсидеться не получится.
A — амбициозная
Сложная, но достижимая. Достижимость можно тоже «измерить», но это отдельный разговор. Важно, что достижимая цель является внутренним мотиватором для человека, а недостижимая — демотиватором («я этого никогда не достигну, поэтому даже браться не буду»). Один ученик в классе из 5–12 человек это очень даже достижимо, учитывая, что уроки математики практически каждый день, и амбициозно (в процентном соотношении).
R — уместная
Должна согласовываться с другими целями, не противоречить им. Еще желательно, чтобы из самой цели было понятно, за счет чего вы планируете достичь ее. Тут может быть масса вариантов, например, за счет дополнительных занятий. Но это может идти вразрез с другими целями: дети в дополнительное время уже занимаются русским языком :-) Да и учителям за допнагрузку нужно платить (в идеале).Поэтому предлагаю другой вариант: увеличить количество ударников по математике на одного в каждом классе за счет индивидуальных заданий на каждом уроке. И вновь про амбициозность. Тут ведь идет предъявление требований к профессионализму каждого конкретного учителя: сможешь, не выходя за рамки урока? Плюс в этот момент появляется смысл ВШК (внутришкольного контроля): на каждом ли уроке, у каждого ли учителя приготовлены индивидуальные задания для данной группы учеников, способствующие их переходу из троечников в ударники? Насколько хорошо продуманы эти индивидуальные задания? Работают ли они на достижение цели?
T — ограниченная во времени
И последнее — когда? К какому сроку эта цель будет достигнута?Увеличить количество «ударников» по математике на одного в каждом классе за счет индивидуальных заданий на каждом уроке к маю 2018 года. Вот теперь у этой цели появилась ответственность, вернее у того, кто ее ставит и перед кем ее ставят. И снова ВШК: именно он покажет нам, приближаемся мы к цели или нет (средний балл по математике у данной группы учащихся растет или не растет)? Успеем к сроку или не успеем?
Пока руководитель не возьмет на себя ответственность за такие решения, за такие маленькие, но достижимые цели, ситуация не изменится: он так и будет каждый год писать в отчете, что «мы целый год работали над повышением качества образования».
А у вас в этом году какие цели?
Комментариев нет:
Отправить комментарий