Сроки
проведения Олимпиады, тематику заданий и другие подробности о Многопрофильной инженерной олимпиаде
«Будущее России» и порядке предоставления льгот ее победителям можно узнать
на портале http://olymp.susu.ru и
по адресу г. Челябинск, пр. Ленина, 76.
ЮУрГУ, главный корпус, западное крыло, 2 этаж, ауд. 222.
Ежедневно, с 9 00 до 17 00, кроме воскресенья.
Тел.: 267-98-35; 267-97-29. Факс: 267-96-06.
Высокотехнологичная инженерия как пропуск в будущее
В
детстве мне всегда хотелось побывать на работе у родителей-инженеров. Таинственный
мир «закрытого» промышленного предприятия привлекал своей недоступностью. Чтобы
проникнуть на запретную территорию, нужно было преодолеть несколько бастионов
«проходной». Сделать это можно было лишь в исключительных случаях, заручившись
специальным разрешением. И вот я на территории предприятия! Специфическая инженерная
и промышленная терминология звучала как музыка для моего слуха. Даже заводская
столовая, где горячее и гарнир можно было выбирать, в сравнении со школьным
общепитом казалась рестораном! Так хотелось поскорее вырасти и на правах сотрудника-инженера
окунуться в этот волшебный мир!
У
сегодняшних школьников есть замечательный стимул побывать на экскурсиях на
промышленных предприятиях города и области, глубже изучить специфику работы инженеров
разных профилей, еще на школьной скамье научиться ориентироваться в истории и
перспективах развития ведущих отраслей промышленности родного региона и России,
углубленно изучить физику, химию,
математику, компьютерную графику. Министерство образования совместно с
ведущими техническими вузами
страны запускает новый проект –
Многопрофильную инженерную олимпиаду «Будущее России».
Сегодня
государство взяло курс на повышение обороноспособности и возрождение былой
военной мощи страны. Чтобы сохранить репутацию
ведущей мировой державы, Россия в ближайшее время должна вновь выйти на
ведущие позиции в области высокотехнологичных производств. Именно для этого
нужны дерзкие молодые кадры, которые не боятся мыслить нестандартно и брать на
себя ответственность за высокотехнологичные решения. Эти люди в ближайшем
будущем сформируют
общность инженеров нового поколения и
выведут Россию на ведущие позиции в области высокотехнологичных производств. На
плечи будущих инженеров лягут задачи по разработке
конкурентоспособной на мировом рынке продукции.
Основная задача инженерной олимпиады «Будущее
России» – поиск и выявление таких талантов среди молодежи России. Победа в
профориентационной инженерной олимпиаде откроет для школьников двери
лучших технических вузов страны и станет
началом блестящей инженерной карьеры, которая определит будущее их Родины.
Новая
олимпиада как трамплин в вуз
Многопрофильная инженерная олимпиада
«Будущее России» – новый масштабный проект Министерства образования и науки РФ
и НИУ ЮУрГУ.
Проект олимпиады был создан по
поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина: «Разработать систему привлечения на бюджетные
места для обучения по инженерным специальностям абитуриентов, имеющих высокие
результаты единого государственного экзамена по профильным предметам,
победителей и призеров предметных олимпиад…»
В организации и проведении Олимпиады задействованы ведущие
университеты России: НИУ ядерный университет «МИФИ», Московский государственный
технологический университет «СТАНКИН», НИУ «Московский авиационный институт»,
НИУ технологический университет «МИСиС», Санкт-Петербургский государственный
политехнический университет, УрФУ им Б.Н. Ельцина и другие. Всего в проекте
принимают участие 19 крупнейших технических вузов России (Полный список вузов,
принимающих участие в Олимпиаде, – в Положении «О многопрофильной инженерной
олимпиаде «Будущее России», см. Приложение).
Южно-Уральский государственный
университет является организатором и координатором олимпиады.
Кроме того, к проведению олимпиады
активно привлекаются работодатели.
В организации инженерной олимпиады
задействованы: Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз
машиностроителей России», ОАО «Рособоронэкспорт», ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ», ОАО
«Раменское Приборостроительное Конструкторское Бюро» и другие.
Участвовать в олимпиаде могут ученики 7
–11 классов, для каждого возраста в заданиях олимпиады подобран оптимальный уровень сложности.
Задания: что ждет школьников
Олимпиада
проводится не по предметным областям, а по профилям, соответствующим направлениям
подготовки (укрупненным группам
специальностей/направлений) в вузе:
– машиностроение (машиностроение, технологические машины и
оборудование, прикладная механика, автоматизация технологических процессов и
производств, конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных
производств, мехатроника и робототехника);
– технологии материалов (материаловедение и технологии
материалов, металлургия);
– авиационная и ракетно-космическая техника (ракетные
комплексы и космонавтика, системы управления движением и навигация, баллистика
и гидроэкономика, авиастроение, двигатели летательных аппаратов);
– ядерная энергетика и технологии (ядерная энергетика и
теплофизика, ядерные физика и технологии).
Олимпиада включает три тура:
– подготовительный;
– отборочный;
– заключительный.
Подготовительный тур запланирован на
октябрь – декабрь 2014 года.
В
ходе подготовительного тура ребята изучают теоретические и практические основы
профессиональной деятельности в выбранной ими отрасли, историю отрасли и перспективы
ее развития.
В
таких отраслях промышленности как машиностроение, технологии материалов, авиационная
и ракетно-космическая техника, белая металлургия, мехатроника и робототехника,
нашей стране есть чем гордиться!
Именно
в нашей стране запустили в атмосферу первый искусственный спутник Земли, вывели
на орбиту первый в истории человечества космический корабль.
Принципиальным достижением советской
космонавтики стало получение первой космической скорости (около 8 км/сек).
Нашими учеными впервые в космосе были проведены биологические исследования, а
также исследования космических лучей и коротковолновой радиации Солнца. В
качестве источника энергии впервые в России были применены солнечные батареи.
Важнейшим достижением
человеческого разума считается освоение ядерной энергии. И в этой сфере
огромную роль сыграли советские, а затем и российские научные школы. Имена
русских ученых – «отца» советской атомной бомбы
Игоря Васильевича Курчатова, «отца» водородной бомбы Андрея Дмитриевича Сахарова и других известны
на весь мир. В настоящее время ученые Минатома России успешно работают над проектами
ядерных реакторов высокой безопасности для АЭС нового поколения.
Одним
из приоритетных направлений развития науки и технологии на современном этапе
является разработка мехатронных систем. В
мехатронных системах узлы точной механики объединяются с электронными,
электротехническими и компьютерными компонентами, обеспечивающими
проектирование и производство качественно новых модулей, систем, машин и систем
с интеллектуальным управлением их функциональными движениями.
Достижения в области мехатроники определяют развитие мировой
экономики начала XXI века. Они влияют на состояние и уровень развития оборонных
отраслей промышленности, имеют первостепенное значение для обеспечения
национальной безопасности и определяют уровень технического перевооружения и технологический
прогресс в важнейших сферах экономики.
Важнейшим
разделом современной мехатроники является робототехника, в которой
сфокусировались практически все основные достижения в развитии мехатронных систем
и технологий.
В
ряде городов и регионов России создаются и укрепляются научные школы «Мехатроника
и робототехника». В результате интеграции
образования, науки и производства созданы образовательные
научно-производственные центры, реализующие единый процесс научных
исследований, разработки, проектирования и создания новых образцов мехатронной
техники.
На базе школ и ВУЗов страны проводятся семинары, олимпиады и
выставки, на которых экспонируются лучшие достижения в области робототехники и
мехатроники. Школьники, с юных лет приобщившиеся к современным достижениям
мехатроники и робототехники, в
дальнейшем смогут строить карьеру в самых передовых отраслях промышленности: разрабатывать
современное оборудование с числовым программным управлением и писать для него
программы, создавать суперсовременных роботов-андроидов, прообразы которых
раньше можно было увидеть только в фантастических фильмах о мире будущего.
Одной из новейших отраслей производства, возникших в России в
2010 году, является так называемая белая металлургия. Это качественно новый тип
металлургической промышленности, основанный на инновациях, высочайшем уровне
технологий, максимальной автоматизации
процессов и принципиально новых условиях труда.
Ярким примером воплощения на практике принципов белой
металлургии является новый проект промышленной группы ЧТПЗ – цех «Высота 239», в котором по новейшим принципам
белой металлургии производятся трубы большого диаметра для нефте- и газопроводов. Трубы предназначены для использования в строительстве магистральных трубопроводов в районах шельфовых разработок, сейсмически активных зонах, районах
вечной мерзлоты, труднодоступной местности, при прокладке подводных и морских трубопроводов.
Принципы белой металлургии основаны на
культуре высокотехнологичного производства, включающей комфортные условия труда, внедрение принципов постоянных улучшений
и экологичность. Большая часть
сотрудников предприятий белой металлургии имеет высшее техническое образование.
Для этой отрасли, являющейся одной из наиболее перспективных в современной
промышленности России, требуются новые кадры. Здесь талантливой
целеустремленной молодежи создаются все условия для карьерного и профессионального
роста.
Так, готовясь к Многопрофильной инженерной
олимпиаде «Будущее России», ребята еще на школьной скамье смогут больше узнать о
достижениях современной высокотехнологичной промышленности и выбрать
перспективную профессию.
В рамках подготовительного тура, помимо
знакомства с достижениями современной промышленности, участники олимпиады учатся
решать изобретательские задачи (ТРИЗ).
На факультативах углубленно изучают
физику, химию, математику, компьютерную графику, с экскурсиями посещают
крупнейшие предприятия региона.
Кроме
того, для обеспечения широкого доступа участников, проживающих за пределами
места расположения университетов, предполагается дистанционная форма подготовки
(электронные пособия, проведение on-line
консультаций, видеозанятий).
В ходе второго отборочного (школьного)
тура, который будет проводиться в декабре 2014 – январе 2015
гг., ребятам предстоит выполнить олимпиадные задания. Задания, в зависимости от
региона и возможностей образовательных площадок, будут проводиться либо в
заочной форме в режиме on-line с использованием сети «Интернет», либо
очно, на площадках соорганизаторов
олимпиады или вузов-партнеров.
Участникам
олимпиады предстоит решать задания по физике и математике с ориентацией на
профиль олимпиады.
Очный тур
(заключительный этап) проводится с 1 февраля по 30 марта в
очной форме, в городах расположения образовательных организаций, являющихся организаторами
Олимпиады, и вузов-партнеров, в других городах Российской Федерации и стран
СНГ.
На очный тур приглашаются участники, признанные победителями
и призерами отборочного тура (подробности в Положении «О многопрофильной
инженерной олимпиаде «Будущее России», см. Приложение).
В ходе третьего тура 7- и 8-классникам предстоит защищать свои исследовательские
проекты.
Старшеклассников на заключительном этапе ждут другие
испытания - проектные задания с
элементами логики и ТРИЗ по направлению олимпиады, которую участники выполняют в аудитории.
Льготы для победителей
После
экспертизы олимпиадных заданий заключительного тура Экспертный совет объявляет
победителей. Победителями считаются
участники Олимпиады, награжденные дипломами 1 степени. Участники,
получившие дипломы 2 и 3 степени, становятся призерами.
Информация о победителях и призерах размещается на
портале олимпиад http://olymp.susu.ru.
Вузам рекомендовано внести в Правила приема пункт о
предоставлении победителям и призерам Многопрофильной инженерной олимпиады – выпускникам 11 класса, особого права приема (без экзаменов) на
обучение по программам бакалавриата и специалитета, соответствующим профилю
олимпиады при наличии 65 и более баллов по ЕГЭ по выбранному вузом профильному
предмету.
Предприятиям – социальным партнерам олимпиады
рекомендовано заключать договоры на целевое обучение в вузах для особо
проявивших себя участников олимпиады.
Также
Многопрофильная инженерная олимпиада «Будущее России» в качестве пилотного
проекта включена в Перечень олимпиад, ежегодно утверждаемый приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации.
Участие в Олимпиаде – абсолютно бесплатное! Это отличный шанс
для многих ребят из регионов
самореализоваться благодаря интеллекту!
Комментариев нет:
Отправить комментарий